Спустя восемь лет: столичный суд разрешил реставрацию «Поцелуя Иуды»
Подольский суд Киева разрешил начать реставрацию полотна Караваджо «Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды».
Соответствующее решение суд принял 20 апреля.
Долгая борьба сотрудников Одесского музея западного и восточного искусства и его директора Игоря Пороника, а также председателя попечительского совета Юрия Маслова, наконец-то увенчалась успехом.
Полотно было похищено из Одесского музея западного и восточного искусства в 2008 году. Преступники, воспользовавшись отсутствием решеток на окнах зала второго этажа музейного здания,куда картина была перенесена во время ремонта и несовершенством сигнализации, грубо вырезали холст из рамы. Уже по этому можно было предположить, что действовали дилетанты, для которых ценнейшая картина была всего лишь случайной легкой добычей. Что и подтвердилось через два года, летом 2010, когда берлинская полиция задержала злоумышленников, поймав их на «живца» - своего сотрудника, изобразившего потенциального богатого покупателя.
В сентябре того же 2010-го власти ФРГ вернули спасённый шедевр Украине. Увы, состояние полотна было плачевным: помимо грубых повреждений его краев, хранившаяся в неподобающих условиях картина получила множество «травм». Естественно, необходима была срочная и тщательная реставрация. И — картина оказалась в киевском Национальном научно-исследовательском реставрационном центре.
Однако здесь-то и вступила в свою силу дикая неповоротливость украинской бюрократии. Все прошедшие годы прошли в долгой и упорной борьбе музейного руководства с судебными и прокурорскими чинами, полагавшими, что вещественное доказательство, коим являлся «Поцелуй Иуды», надобно сохранять в том виде, в коем его и вернули в Украину.
И вот долгожданное судебное решение, санкционирующее реставрацию шедевра, наконец-то принято. Реставрационный центр получил возможность приступить к восстановлению шедевра. А одесские ценители прекрасного и туристы через какое-то время снова смогут получить возможность приобщиться к высокому искусству гения итальянского Возрождения. Увы, с опозданием на многие годы. Но лучше уж поздно, чем никогда!