Гроздья жизни Андрея Потылико
В субботу в Ренийском Доме культуры состоялась презентация поэтического сборника нашего коллеги, журналиста Андрея Потылико. «Первенец» издан под ёмким и в тоже время выразительным названием – «Лоза».
Для справки. Андрей Потылико родился в 1973 году в селе Каменская Слобода Новгород-Северского района Черниговской области. Стихи начал писать еще в школе. Окончил с отличием отделение политологии Института социальных наук Одесского национального унивеситета им. И. Мечникова. С 1994 года – в журналистике. В 2004-м году награжден почетным знаком Одесского областного совета «За добросовестный труд, преданность журналистике и высокое профессиональное мастерство». Лауреат областного поэтического фестиваля «Осень в Бирзуле».
Мы, коллеги журналиста, конечно, с удовольствием приняли его предложение приехать на такое знаковое событие. От лица Измаильского литобъединения имени М. Василюка ренийского коллегу поздравила Наталья Абашева. Формат презентации был традиционным – Андрей взял на себя роль конферансье, он читал свои произведения и представлял концертные номера. Кстати, поддержать поэта пришли, наверное, наиболее яркие ренийские таланты: в зале ДК звучала музыка Вивальди в исполнении скрипичного дуэта, исполнялись балетные партии на пуантах и песни из репертуара Эдит Пиаф.
Но все же бал правила госпожа Поэзия. А она не бывает плохой или хорошей, она либо есть, либо… Ведь далеко не все потуги в стихосложении завершаются рождением стихов. Так вот, в случае с Андреем посмею утверждать, что он имеет право именовать себя поэтом. Конечно, мэтры поэтического слова, оценив придирчивым взглядом его творения, возможно и найдут какие-то огрехи с точки зрения законов стихосложения. Но свежесть и оригинальность образов автора, глубина и сложность затрагиваемых тем дают ему шанс на признание.
И еще, осмелюсь предположить, что эта глубина и мудрость рождены самим ритмом жизни Андрея, как нельзя лучше соответствующим его одарённой натуре. Возможно, большой город, со своим бешенным темпом и необходимостью выживать, попросту поглотил бы несомненный талант автора – такие примеры мне известны. Рени – маленький, спокойный городок, и его размеренная жизнь больше располагает к столь полезной для поэтов созерцательности. Здесь Андрей обрёл имя как журналист, смелый и принципиальный, здесь его посещает поэтическая муза. Конечно, любому таланту необходима оправа, но ведь алмаз без огранки не перестаёт быть алмазом.
Кстати, об оправе… Все-таки глубокие и пронзительные стихи автора не остались незамеченными. Однажды на страничку Андрея на Фейсбуке зашла редактор интернет-издания «Обозрение плюс» Мария Попова. Поэтический дар коллеги стал для неё открытием. За этим последовало предложение издать авторский сборник Андрея, и эта идея нашла своё воплощение благодаря помощи не только Марии, но и народного депутата Украины Антона Киссе. Так «первенец» А. Потылико появился на свет, - к слову, в хорошем качестве.
Творческое амплуа Андрея – философская поэзия. Он словно исследует мир, а еще большей частью – себя самого, и этот процесс «исследования» отражен в стихах. Он сам себе бросает вызов и сам себя зовёт на бой…
По мотивам «Маленького принца»
Я тоже ведь Маленький принц,
Но только давно переросший,
Попавший в ловушку границ –
Шпион, что к себе же заброшен.
А здесь только тихий вулкан –
Потухшая страстная юность.
Я в кратер смотрю как баран,
В надежде, что лава вернулась…
Но если вулкан замолчал,
То, значит, остыла планета.
Свой маленький милый причал
Я, жлоб, променял на котлеты.
А розу – родную, одну –
На фикус домашний и тапки.
И тупо спускаюсь ко дну,
Поджав ослабевшие лапки…
Я тот незамеченный слон,
Похожий в удаве на шляпу.
Не принц я – потерянный клон.
Иль клоун, чтоб хуже не ляпнуть.
Не жду, что появится Лис.
Кого приручить я пытаюсь?
Забыл, что такое сюрприз –
Давно приручил я реальность.
Она – мой хозяин теперь.
Ошейник всё туже и туже…
Но ты, мой читатель, не верь,
Что он мне действительно нужен!
Из будки под вывеской «Жизнь»
Когда-нибудь выползу к свету,
Хозяину выкрикну: «Брысь!»
И всё! На родную планету!
А там, где поэт не находит ответа, там, где, кажется и выхода нет, спасает… смех, - над собой, своими «провалами». И это способность к самоиронии – самый крепкий иммунитет в нашей, такой «разнополосной» жизни.
Туман на реке. И птицы
Летят над молочной бездной…
И можно, вдохнув, напиться.
Туман – он ведь тоже пресный.
Но пить не хочу.
Мне б соли
В безвкусице разговоров!
Мне б сосенку в чистом поле!
Мне б голос в потоке хора!
Мне б землю в белёсом мраке,
Чтоб путь увидать на вёрсты!
Мне б друга в жестокой драке!
Мне б что-то – легко и просто.
Но спрятано всё туманом –
Он хмурится зло и грозно.
Мне видеть, что будет – рано.
Вернуть то, что было – поздно.
Один я как мушка-дура,
Что вдруг в молоко упала. Такая, видать, натура:
И мёд есть, а ей всё мало.
И чтоб не сдуреть, не спиться,
Не вздумать писать романы,
Бегу я из той больницы,
Из белых палат тумана.
В пижаме чужих суждений,
В бинтах заблуждений гордых,
Бегу, пародийный гений,
Из белого мрака… в черный.
Ведь жизнь, говорят, как зебра –
Вся соткана из контрастов…
Но мне меж землей и небом
Всегда – ничего не ясно!
В названии сборника использован очень ёмкий и важный для поэта символ, - у него и библейские корни, и отражение жизненного кредо самого автора. «Лоза» - напоминание о первом чуде Спасителя, превратившего воду в вино. Лоза, дающая винограду жизнь, - символ самой жизни, её мудрости и силы. А для автора это – еще и «материал для творчества», только в другой сфере... На протяжении многих лет Андрей занимается виноделием, и в этом он – фанат и экспериментатор одновременно. Попробовать авторское вино смогли и гости презентации, - причем разных сортов («Рислинг», «Розовое каберне» «Шардоне», «Одесский чёрный», «Мерло») и сроков выдержки. Во мнениях мы оказались единодушны – талантливый человек талантлив во всём… И, конечно, образ Лозы не обошел и поэзию автора:
…Воду земли превращает лоза в вино.
Только Спаситель мог делать такое чудо!
Я – твой апостол, я раб твой давным-давно,
Я – твой Андрей, и не буду твоим Иудой.
Солнце течёт на лозу золотой рекой.
Грозди висят добровольным живым распятьем.
Я их сниму благодарной своей рукой
И заверну в плащаницу тугих объятий.
Так обниму, что наполнится мой Грааль
Влагой священной, текущей с твоих стигматов.
Только прости, что тебя мне совсем не жаль,
Ты ведь живёшь, чтоб для нас умереть наградой.
Лейся, вино! Это лучше, чем кровь – водой.
Лейся, вино, утоли мою жажду духа!
Пусть никогда не скажу тебе: «Эй, постой!»
Твой первозванный пьянчужка.
Зовут Андрюха.
В последних двух строках, - конечно же, ирония, ведь, несмотря на увлечение виноделием, жизненная концепция автора далека от знаменитой «in vino veritas» (истина в вине). Нет, для Андрея «Истина в Истине», и никак иначе. И путь к ней, то есть истине – длиною в жизнь. Которая, как ни крути – прекрасна…
Наталья Михайлова
Фоторепортаж Ирины Золотаревой