Турецкая мечеть, православный храм, музейный объект: три воплощения за пять столетий
Среди объектов исторического наследия Измаила наибольший интерес, конечно же, представляет здание сохранившейся турецкой мечети – памятника градостроительства и архитектуры национального значения, в котором сегодня размещается диорама «Штурм крепости «Измаил».
Архитектурно-художественное и историческое значение этого объекта не вызывает сомнения, ведь мечеть – одна из немногих сохранившихся на территории Украины образцов турецкой архитектуры периода её наивысшего расцвета. Наличие этого уникального сооружения предопределяет перспективы развития туристической отрасли в Измаиле. И неслучайно именно у здания Диорамы сосредоточен сегодня процесс создания культурно-исторического хаба.
Какие сведения сохранились у нас об истории этого уникального объекта архитектуры и истории? Озадачившись этим вопросом, я поначалу решила испробовать самый легкий путь – и начала свои поиски в интернете. Однако здесь все сведения сводятся к истории создания полотна диорамы, а о самом здании информации практически нет. Но в Имаиле, слава Богу, есть еще преданные своему делу люди, для которых история – не пустой звук. Определенные сведения можно найти в архиве, а еще более полную информацию – в историческом музее А. В. Суворова. Мои поиски увенчались успехом: как оказалось, история этого уникального здания стала темой доклада заместителя директора музея Ольги Панковой, представленного на конференции, посвященной 20-летию исторического музея в г. Тутракан и 135-летию освобождения Болгарии. Его текст опубликован в сборнике «Добруджа на кръстопътя на историята», но, как вы понимаете, это издание – отнюдь не в широком доступе. Потому мы искренне благодарим Ольгу Панкову за предоставленный сайту «Город 24 часа» материал – полный текст доклада «Средневековая мечеть – архитектурно-историческая и туристическая жемчужина Измаила», выдержки из которого использваны в этой публикации.
Итак, на чертежах 1770 – 1774 гг., хранящихся в Российском государственном военно-историческом архиве, на территории Измаильской крепости отмечено восемь мечетей. До наших дней сохранилась здание лишь одной. Точная дата сооружения постройки неизвестна. Скорее всего, она существовала уже во II пол. XVI в. В качестве аргументов в пользу этой датировки прямо либо косвенно выступают многочисленные письменные источники, а также результаты охранно-поисковых работ у здания мечети, проведенных в 2007 г. Измаильской экспедицией Института археологии НАН Украины под руководством доктора исторических наук И.В. Сапожникова.
Архитектурный облик мечети достаточно строг и лаконичен. Он стал отражением нового, самобытного направления в османском зодчестве, называвшегося «синановским» (по имени великого зодчего Ходжи Синана), появившегося в XVI в. Этот стиль вобрал в себя лучшие традиции строительных приёмов турок-сельджуков и искусства покорённых государств. Черты синановской эпохипросматриваются, прежде всего, в конструктивном приёме возведения купола на сферических парусах. Благодаря им достигнута плавность перехода от нижней части здания к окружности купола.
Купола мечети венчают т. н. алемы в виде полумесяцев. Происхождение этого древнего астрономического символа до сих пор не имеет однозначного объяснения. Большинство источников сходятся в том, что он был заимствован турками у византийцев, после захвата в 1453 г. Константинополя. В дальнейшем полумесяцами стали украшать мечети Османского государства для того, чтобы установить отличие от христианских храмов.
Размеры здания сравнительно невелики, оно вмещало в себя не более ста человек. Стены мечети возведены из местного строительного материала – тёсаного камня-ракушечника. Такая кладка стен была широко распространена в Турции с древних времён. А вот некоторые детали здания выполнены из бронзы и мрамора. Изначально к мечети примыкал минарет. «Некоторое представление о нём можно получить по акварели участника штурма крепости Измаил художника М.М. Иванова «Штурм крепости Измаил 11 декабря 1790 г.», - пишет Ольга Панкова. - Минарет примыкал к северо-западному углу сооружения. Он был довольно стройным по пропорциям, что составляло некий контраст с тяжёлым и несколько приземистым зданием мечети. В 2007 г., в ходе археологических раскопок, был обнаружен фундамент минарета – трёхступенчатое, прямоугольное сооружение, характеризующееся фундаментальностью и достаточно высоким уровнем техники строительства. Стало ясно, что в своей нижней, надземной части минарет мог быть связан воедино с прилегающим участком западной стены здания мечети. Однако археологические материалы, которые позволили бы уточнить дату его сооружения, как и разрушения, найти не удалось. Поэтому, можно лишь предположить, что минарет, скорее всего, был разобран в 1810 г. при переделке мечети в православную церковь».
На акварели Иванова изображено также каменное двухэтажное здание с восточной стороны. На топографических планах штурма крепости Измаил 1790 г., оно обозначено как «Хан» (караван-сарай) или «Биржа». Поэтому в некоторых источниках мечеть названа «Ханской».
В своей работе Ольга Панкова подробно остановилась и на описании интерьера мечети, - к сожалению, сейчас практически невозможно представить, как первоначально он выглядел.
«Главным его акцентом являлся михраб – полукруглая ниша в стене, указывающая направление на Мекку (запад Саудовской Аравии) – город, считающийся священным местом для мусульман, родиной основоположника мусульманской религии пророка Муххамеда. Именно к этому городу во время молитвы должны быть направлены взоры всех верующих. Обычно михраб – это наиболее украшенный элемент храма. В нашей мечети он выполнен из мрамора, украшает его великолепное «сталактитовое» завершение. В здании, на северном его фасаде, имеются ещё два маленьких скромных михраба .
Пол мечети был выполнен из мраморных плит. Использование при отделке деталей храма ценных материалов и украшение этих деталей рельефным орнаментом – характерная черта мусульманских построек, архитектурный декор которых строится на контрасте света и тени, на сопоставлении гладкой плоскости стены и деталей, насыщенных орнаментом.
Стены здания были оштукатурены первоначально, по всей видимости, лишь с внутренней стороны и расписаны мусульманскими орнаментальными узорами – арабесками.
Известно, что изображение живых существ запрещено Кораном, т. к. это напоминает процесс сотворения, доступный лишь Богу. Для того чтобы компенсировать этот недостаток мусульмане развили искусство орнамента. Поэтому он является основным мотивом убранства любой мечети. Это может быть геометрический, эпиграфический либо растительный орнамент. Обычно все три вида тесно сосуществуют. В нашей мечети сохранены до наших дней фрагменты лишь растительного орнамента. Главными его мотивами являются лист и гибкий, вьющийся стебель гороха».
Судьба этого исторического здания весьма изменчива. После штурма крепости Измаил российскими войсками в 1790 г. одна из мечетей на территории крепости была переосвящена в православную церковь Св. Спиридония, т. к. Измаил был взят в день памяти этого святого. Правда, достоверных данных, что это была именно Ханская мечеть, нет.
Точно известно, и подтверждлено архивными документами, что после очередного, третьего, взятия Измаила российскими войсками в 1809 г., мечеть была освящена во имя Воздвижения креста Господня. Произошло это в 1810 г., по инициативе коменданта Измаильской крепости генерал-майора С.А. Тучкова.
В 1827 г. Кресто-Воздвиженская церковь была передана в военное ведомство и стала крепостной (до 1856 г.).
В нач. XIX в., а затем в 1866 – 1878 гг. церковь неоднократно подверглась частичной перестройке. Согласно традициям православной храмовой архитектуры к ней были пристроены: к восточной стене – апсида, к западной – притвор. Недалеко от здания была устроена деревянная колокольня, три колокола на ней были отлиты из турецких пушек, подаренных церкви императором Николаем I. Один из них сегодня находится в экспозиции диорамы «Штурм крепости Измаил».
Следующая реставрация, в ходе которой церковь была расписана внутри и снаружи, была проведена в 1908 – 1909 гг. Со всех её сторон по карнизам были сделаны евангельские надписи славянскими литерами. Стены расписаны библейскими сюжетами. На восточной стороне помещена мраморная доска с начертанными на ней именами светских и духовных лиц, сыгравших определённую роль в истории города.
В 1948 г. здание церкви, как памятника старины, было передано областному музею им. А.В. Суворова и восстановлено в формах мусульманской архитектуры.
Новая жизнь бывшей мечети началась с 1973 года после того, как в здании была открыта диорама «Штурм крепости Измаил русскими войсками и украинскими казаками 11(22) декабря 1790 г.». Пик туристического потока суворовский музейный комплекс испытал в 70 – 80-е гг. В это время он входил во всесоюзные туристические маршруты. В результате, посещаемость составляла рекордные цифры, которые и по сей день не превзойдены. Можете представить - в день музей и диорама принимали около 1 тыс. чел. (в год – около 200 тыс. чел.)! Этот результат позволил занять ему 6-е место по посещаемости среди музеев Украины.
После упадка музейной жизни в 90-е годы, интерес к объекту начал возраждаться в 2000-х. Сегодня Диорама является одним из ключевых объектов на туристической карте Измаила. Учитывая стремление города к развитию туристической сферы, будем надеяться на то, что этот уникальный объект вновь станет местом паломничества большого потока гостей «столицы" украинского Придунавья.
Подготовила Наталья Михайлова